5 февраля 2015

С одной стороны, любой разумный стартапер понимает, что нельзя быстро прожигать инвестиции и необходимо жестко экономить, если хочешь дожить до выхода на окупаемость. С другой — как экономить, если все решает уровень команды, а хорошие специалисты согласны работать только за большие деньги? У Шали Галили, сооснователя акселератора UpWest Labs, есть ответ. 

В его колонке на VentureBeat приводятся три варианта:

1. Создание «культуры выживания»
В начинающей компании все сотрудники, а не только глава, должны ощущать себя предпринимателями и переживать за успех общего дела. Они должны ощущать, что от их действий зависит, выживет ли проект. От тех, кто не вписывается в такую атмосферу, необходимо избавляться.

Глава компании и основатели должны указывать не только общее направление развития компании, но и конкретные важнейшие вехи, которые необходимо достигнуть. Это заставляет всю команду устремиться к результату и чувствовать его своей победой.

2. Найм лояльных сотрудников там, где они есть
Мы работаем с израильскими стартаперами, которые счастливы набирать технические команды в Израиле, где за них не приходится так бороться. В США все ошибочно полагают, что лучших специалистов необходимо искать в Долине. Но в Долине за ними приходится конкурировать с Facebook и Google. Вам необходимые сотрудники, которые будут лояльны компании и пройдут с ней через самые трудные времена, почему искать их необходимо там, где у них всегда множество привлекательнейших вариантов?

Да, бизнес-отделению компании необходимо околачиваться в Долине, но это не означает, что технические сотрудники должны быть там же. У Waze бизнес-офис в Пало Альто, а R&D в Израиле. Насколько быстрее Waze расходовал бы инвестиции, если бы в Пало Альто были не 10 его сотрудников, а все 150? Компания могла бы закрыться до того, как Google ее купил.

3. Не нужно пускать пыль в глаза
Деньги тратят не только на команду — многие предприниматели стремятся к публичности, и стартапы пытаются выглядеть успешной компанией, не принеся еще ни цента. Инвесторам интереснее то, как вы работаете, чем то, какая мебель у вас в офисе.

Также лишними могут быть расходы на конференции, денежные поощрения сотрудникам и недвижимость. Недвижимость вообще лидирует в категории «потратить слишком много, слишком рано». В конференциях достаточно выбрать ключевые, а не посещать все подряд, и обычно не стоит платить за стенд. А если закидывать сотрудников деньгами, сбегутся те, кого только они и волнуют, и при первых же проблемах моментально разбегутся.



Автор фото: Image Money, распространяется по Creative Commons.

5 февраля 2015