1 апреля 2015

Пол Грэм, одна из главных фигур венчурной индустрии, встречал в своей жизни множество разных стартапов — и вывел свои методы оценки их перспектив. Он понял, что во многих случаях, когда все смеются над идеей, разглядеть в ней перспективы можно в том случае, если задать правильный вопрос.

Мы перевели его недавнее эссе «What Microsoft Is this the Altair Basic of?»:

Одна из самых ценных вещей, к которым можно прибегнуть при желании понимать стартапы — посмотреть на самые успешные компании и объяснить, почему они не были такими глупыми, какими казались в момент появления. Потому что глупыми казались в начале пути почти все они. Не просто маленькими, а глупыми. Не первым шагом на пути к вершине. Скорее первым шагом в болото.

Интерпретатор языка Basic для компьютера Altair? Как это могло разрастись в гигантскую компанию? Люди, спящие на надувных матрасах в чужих квартирах? Сайт для  того, чтобы студенты следили там друг за другом? Маленький простенький компьютер для любителей ковыряться с железками, использующий телевизор в качестве монитора? Новый поисковик, когда их уже было 10, и все они пытались перейти от поиска к чему-то другому? Эти идеи не просто выглядели маленькими. Они выглядели ошибочными. Они были теми, которые не просто игнорируют, а высмеивают.

Зачастую фаундеры сами не знали, почему их идеи были многообещающими. Их влек инстинкт, потому что они жили в будущем и ощущали, что чего-то не хватает. Но они не могли облечь в слова, как их гадкие утята превратятся в прекрасных лебедей.

Первая реакция большинства людей, когда они слышат глупо звучащую идею — высмеять ее. Даже у многих из тех, кто в чем-то разбирается.

Когда я сталкиваюсь с таким стартапом, я задаю себе следующий вопрос: «для какого Microsoft это станет его Altair Basic?» Это загадка, а моя задача — разгадать. Порой я не могу придумать разгадку, особенно когда идея изначально надуманная. Но показательно, насколько часто ответ обнаруживается. Причем зачастую такой, который сами фаундеры еще не обнаружили.

А еще интересно, что иногда ответов больше одного. На днях я разговаривал со стартапом, который может разрастись в три разных Microsoft. Эти три варианта, вероятно, различались бы по размеру на порядки. Но никогда невозможно предсказать, насколько большим окажется новый Microsoft, так что я просто рекомендую фаундера следовать тому пути, который их самих больше привлекает. Их инстинкт уже довел их до этой точки. Зачем его останавливать?

Автор фото: Paul Sullivan, распространяется по Creative Commons.

1 апреля 2015