Для масштабирования стартапа нужно научиться скучному

Для стартапов свойственны амбициозные планы по захвату мира, от которых не хочется отвлекаться на то, что кажется повседневным и унылым. Но если на раннем этапе действительно есть смысл приносить все в жертву Высшей Цели, то затем при масштабировании от таких вещей уже никуда не деться. Какие важнее всего?

Майкл Хершфилд и Бен Сессер в своем тексте на PandoDaily называют такие:

1. Тщательно управлять финансами. Это вроде бы и так все понимают, но зачастую воспринимают просто как «побольше получай, поменьше трать». На самом деле там куда больше деталей: например, процесс сбора платежей можно делать более эффективным.

2. Тщательно следить за продуктивностью разных сотрудников. В самом начале все друг у друга на виду, а по мере роста необходимо внедрение системы, учитывающей все: она позволяет указывать на проблемы, делая решения менеджеров обоснованными и справедливыми.

3. Без сожалений расставаться с лентяями. Часто советуют «нанимать осторожно, увольнять легко». Быстро растущий стартап не может позволить себе нанимать осторожно и неизбежно будет ошибаться — значит, ему тем более надо при обнаружении такой ошибки уметь расставаться с людьми.

4. Дисциплинированно подходить к разработке и операционной деятельности. В самом начале пути задачи могут срочно решаться методом «навалимся и сделаем», но по мере развития необходим переход к более упорядоченному подходу. 

5. Не просто нанимать, а вовлекать. Даже если требуется спешно вывести на работу много новых людей, необходимо удостовериться, что каждый хорошо осознал, куда он попал, четко понял свои задачи и снабжен всем необходимым для их выполнения. Платить сотрудникам, не вводя их в курс дела — слишком дорогое удовольствие.

6. Следить за данными. На этом этапе и инвесторам будут интересны всевозможные показатели проекта, и самому стартаперу знать их крайне полезно: масштабироваться без оглядки на них — все равно что вести машину вслепую.

7. Охранять данные. В первое время немногочисленным сотрудникам бывает доступно все подряд. Теперь у вас их больше, вы не всех хорошо знаете, а доступ к информации в большинстве случаев им не нужен — поэтому надо следить за тем, чтобы, например, контактные данные клиентов оказывались в руках только тех сотрудников, кому они действительно необходимы.

8. Помнить о налогах. Легко увлечься мечтой и забыть о том, какими налогами она облагается. Проблема в том, что налоговая о вас так же легко не забудет.

9. Учиться говорить «нет». Да, стартапы изначально настроены говорить «да» самым безумным предложениям, и в этом как раз их сила. Но каждое «да» отбирает ресурсы, которые могли бы быть пущены на другое — поэтому стоит тщательно выбирать свое безумие.

10. Знать своего инвестора. Его легко воспринимать как сейф с деньгами, неизменный во времени — но вообще-то у инвестора параллельно происходит своя жизнь, в которой меняются цели, задачи и приоритеты, и для максимально эффективного сотрудничества с ним за этим всем стоит следить.

11. Много общаться и объяснять. В первые дни все сотрудники знали все происходящее в компании, и по мере роста легко упустить момент, когда стратегия становится секретом верхушки, а новички ничего не понимают. Важно собираться и проверять, что вся компания движется в одном направлении.

Автор фото: Kate Ter Haar, распространяется по Creative Commons

11 марта 2015
Последние посты