16 июня 2015
Интернет-магазины приучают покупателей платить онлайн Исследование «Яндекса»

Еще несколько лет назад российские покупатели интернет-магазинов чаще всего оплачивали товар при получении, а не на сайте онлайн. Большинство пользователей заявляли, что они не доверяют магазинам и системам онлайн-платежей. Сейчас ситуация постепенно меняется, и доля интернет-платежей растет с каждым годом. «Яндекс» выяснил, какие варианты оплаты предлагают онлайн-магазины, а агентство Data Insight провело исследование предпочтений покупателей Рунета. 

Предложения магазинов

В конце мая «Яндекс» опубликовал исследование о способах приема онлайн-платежей в российских онлайн-магазинов. Специалисты проанализировали 86 тысяч сайтов, на которых есть возможности оплатить покупки онлайн.

Больше половины интернет-магазинов предлагают различные способы оплаты – от трех и больше. Доля таких сайтов значительно выросла за год. Но у 46 процентов по-прежнему есть только один вариант приема платежей онлайн. 

Почти все сайты предлагают оплату банковскими картами – 89 процентов. Почти половина принимает средства через платежные системы Яндекс.Деньги и WebMoney, 39 процентов — через Qiwi, восемь – через PayPal, а три процента – через RBK Money.

Выяснилось, что около половины интернет-ресурсов не разрабатывают собственные платежные решения, а используют готовые сервисы, такие как Robokassa и Яндекс.Касса. С помощью Robokassa деньги принимают 21 процента интернет-магазинов, через Яндекс.Кассу — 19 процентов. Еще пять процентов сайтов используют Interkassa, меньше трех процентов выбрали другие платежные решения — Wallet One, Oplata, PayOnline, PayAnyWay.

Но пока что не все российские онлайн-магазины принимают платежи онлайн. Даже в Москве доля сайтов, где можно только выбрать и заказать товар, но нельзя оплатить, составляет 20 процентов, сообщается в исследовании Департамента информационных технологий. 

При этом самовывоз есть у 90 процентов московских онлайн-магазинов. Это особенность именно российского онлайн-ритейла, так как в Европе товары чаще всего доставляются почтовыми или курьерскими службами, а магазины принимают оплату только онлайн. 

Предпочтения пользователей

Для 28 процентов покупателей важно, чтобы в интернет-магазине были разные варианты оплаты заказа, сообщается в исследовании агентства Data Insight. 33 процента признаются, что если платеж нельзя осуществить онлайн, то они могут забыть о заказе.

Но более половины заказов покупатели по-прежнему оплачивают наличными при получении товара. Четверть – банковской картой на сайте, 10 процентов – через электронные платежные системы, а шесть процентов – банковской картой при получении. 

Раньше доля тех, кто оплачивают покупки онлайн, была еще ниже. Например, в крупнейшем российском онлайн-магазине Ozon доля предоплаченных товаров среди всех заказов выросла с 9,5 до 21 процента за три года. 

По данным PwC, еще в 2012 году около 43 процентов респондентов на вопрос «Почему вы не покупаете товары через интернет?» отвечали: «Я не доверяю методам онлайновых платежей». В 2013 году этот показатель составлял 38 процентов. Сейчас, по данным Data Insight, такой проблемы нет. Начинающие интернет-пользователи чаще отказываются от онлайн-платежей из-за непонятных и сложных интерфейсов, чем из-за недовория.

По словам пресс-секретари Ozon Марии Назамутдиновой, сервис вместе с платежными операторами проводил специальные акции, которые стимулируют оплачивать покупки онлайн. Например, предоставлял бесплатную доставку за предоплаченные заказы.

Эксперты также связывают рост доли безналичных платежей с увеличением популярности покупок в зарубежных интернет-магазинах, особенно в китайском Aliexpress. Доля покупателей зарубежных онлайн-магазинов выросла с 18 до 31 процента за год.

Как именно оплачивают и получают

Большинство пользователей — 87 процентов — оплачивает заказ онлайн с помощью дебетовой карты, три четверти – через онлайн-банкинг. 64 процентов – электронными деньгами, около половины пользуются мобильным банкингом и СМС-платежами, 46 процентов – кредитными картами. В 2014 году больше всего вырос сегмент электронных денег (в полтора раза) и мобильный банкинг (на 39 процентов).

Чаще всего покупатели получают товары по почте (41 процент). Почти треть выбирает курьерские службы, 20 процентов — пункты выдачи заказов интернет-магазина. Шесть процентов забирают товар в офлайн-отделении магазина, а два процента – в пунктах выдачи заказов курьерских служб. Постаматы (автоматические пункты выдачи заказов) в России не очень распространены – на них приходится только один процент заказов. 

Стоит отметить, что в небольших городах онлайн-покупатели чаще получают товары по почте. Жители Москвы предпочитают курьерскую доставку, а Петербурга – самовывоз.

16 июня 2015