17 февраля 2015

Пока одни радуются росту числа «стартапов на миллиард» (мы только сегодня писали о мерах, с помощью которых Марк Андрессен предлагает ускорить этот процесс), другие бьют тревогу: Билл Гарли заявил, что гигантские инвестиции зачастую не сопровождаются полноценным аудитом стартапа (что означает большой риск для индустрии), и другие инвесторы высказали схожие опасения.

Выступая на технологической конференции в Сан-Франциско, Гарли произнес предостерегающую речь. В частности, он сказал, что стартапы начинают заниматься услугами с крайне низкой маржой вроде доставки, а там даже при завоевании большой доли рынка сложно заработать. А для получения этой доли некоторые начинают демпинговать — и в перспективе оказываются откровенно убыточными. По словам Гарли, ситуации способствует то, что инвесторы таких стартапов не проводят перед вложением денег должного аудита, поэтому могут быть излишне оптимистичны.

Автор TechCrunch Алекс Уилхельм опросил нескольких других инвесторов, чтобы узнать, соответствуют эти слова правде, или Гарли сгущает краски. Полученные им ответы говорят скорее в пользу первого: они не столь резки, но тоже выражают обеспокоенность. В этих ответах содержатся несколько возможных объяснений того, почему стартапы высоко оценивают и доверяют им крупные суммы без должной проверки:

1. Венчурные инвесторы заинтересованы в общем повышении стоимости стартапов, потому что это означает, что их предыдущие вложения растут в цене — и это подстегивает их вкладываться по высокой оценке без тщательных попыток найти изъянов.

2. Увидев растущие оценки стартапов, вкладываться в них стали те, кто раньше не занимался венчурным инвестированием — зачастую без осознания рисков. Такие игроки зачастую следят за действиями главных фигур на рынке и вкладываются в те же проекты, считая это показателем их надежности — но не понимая, что к стартапам понятие «надежность» не очень применимо.

3. FOMO, «fear of missing out»: боязнь пропустить что-то привлекательное. Когда все вокруг вкладываются в проекты, не вчитываясь в их бухгалтерскую отчетность, это вызывает у каждого ощущение, что без этого неминуемо упустишь большую выгоду — и в итоге рынок подогревает сам себя.

17 февраля 2015