9 февраля 2015

Дизайнерский интернет-магазин fab.com достиг миллиона пользователей быстрее, чем Facebook и Twitter, успешно продавал товары и в 2013-м оказался оценен в $900 миллионов. А уже через несколько месяцев его основатель и СЕО Джейсон Голдберг написал топ-менеджменту пятистраничное сообщение о том, что проект одной ногой в могиле и его надо спасать. Как это могло произойти?

Business Insider опубликовал большой материал о судьбе этого «технологического Титаника», создавшего и потерявшего более 500 рабочих мест. Сообщение основателя впечатляет своей прямотой: «Мы потратили $200 миллионов, но не смогли доказать состоятельность нашей бизнес-модели», «мы полностью переходим в режим самосохранения», «время споров о нашем пути прошло, теперь говорим только о намеренных действиях». Он перечислил собственные ошибки — «я позволил нам потерять фокус», «я не внедрил в нашу культуру достаточно дисциплины, касающейся затрат и бизнес-метрик», и так далее. В то же время он сказал, что каждому необходимо также сесть и записать собственные ошибки: «Суть не в том, чтобы кого-то обвинить, а в том, что нам нужна здоровая доза реализма, чтобы двигаться дальше. Нам не сделать Fab лучше, пока мы не поймем, что нам следовало сделать иначе».

 

Как могло получиться, что всего за несколько месяцев до этого Fab считался крайне успешной компанией? Как инвесторы, вкладывая $150 миллионов, могли не видеть настолько масштабных проблем? Дело в том, что он, во-первых, крайне быстро рос, во-вторых, в отличие от многих других стартапов, сразу же обладал доходами, а не только расходами. Сочетание этих двух факторов позволяет списывать почти любые проблемы на «болезни роста», которые будут преодолены, когда компания разрастется до статуса нового Amazon.

 

Что же в таком случае стало непреодолимыми проблемами? В тексте Business Insider называют несколько причин, и одна из них — само желание стать новым Amazon. Сама идея сайта изначально заключался в сотрудничестве с маленькими дизайнерскими компаниями: благодаря этому Fab стал известен как «место, где можно купить то, что больше нигде не найдешь».

 

Но чем крупнее и известнее он становится, тем меньше это работало. У него появились клоны, товары «как на Fab» все чаще появлялись на других сайтах, а отказ от однодневных распродаж (приводивших к медленной доставке) окончательно лишил сайт имиджа «единственного и неповторимого».

 

Другой причиной стали те же клоны: увидев европейскую копию своего сайта, в Fab испугались из-за опоздания потерять большой рынок и ринулись покорять Европу, еще не успев толком разобраться с США. Война на два фронта оказалась для неокрепшей компании слишком сложной задачей.


В итоге все это погубило компанию, и решительное сообщение «давайте спасать» не изменило ситуацию. Формально Fab еще существует, однако де-факто Голдберг сосредоточился на новом проекте Hem, а остатки Fab хочет продать — и в этот раз оценка явно окажется на порядки меньше $900 миллионов.

9 февраля 2015