26 марта 2015

Для многих стартаперов привлечение ранних инвестиций представляется само собой разумеющимся. Но Райан Шенк, COO компании mHelpDesk, написал текст об альтернативе: по его мнению, во многих случаях лучше подойдет бутстреппинг, при котором проект в первое время будет существовать на деньги своих основателей. Как именно действовать при таком подходе?

Как отмечает Шенк, есть сразу несколько важных плюсов бутстреппинга. Он позволяет избежать размытия доли в самом начале, проверяет работоспособность бизнес-модели до того, как в нее вбуханы миллионы, дисциплинирует, а также позволяет сохранять желаемую культуру компании без постороннего вмешательства.

Для успеха Шенк советует следующее:

1. Уволиться с «основной работы». Когда успех проекта требуется просто для того, чтобы не оказаться на улице, начинаешь смотреть на вещи иначе. Но, конечно, до увольнения надо обеспечить себя запасом денег на достаточно продолжительное время для взлета нового проекта.

2. Делать то, в чем у людей есть прямая потребность. Необходимо найти нишу с явной проблемой, за которую люди готовы платить, и как можно быстрее предложить ее решение, а дальше развиваться итеративно.

3. Знать своих клиентов и их потребности. Чтобы быстро предложить людям то, за что они будут готовы отдавать деньги, надо понимать этих людей. Нельзя делать бутстреппингом проект для неопределенной аудитории.

4. Найти главный канал привлечения клиентов. Для mHelpDesk такими стали тематические форумы, листинги софта и SEO. Форумы Шенк называет долгосрочной стратегией: туда нельзя просто прийти с рекламой, надо выстраивать отношения. Хорошо они начинают выстраиваться с заказа платной рекламы на том же форуме: зачастую администраторы тогда готовы создать топик про ваш продукт, в котором позже можно уже бесплатно привлекать новых пользователей.

5. С высокой вероятностью рано или поздно настанет момент, когда инвестиций все же захочется: станет очевидно, что вливания резко ускорили бы рост. Смысл привлекать их есть, но надо крайне аккуратно подходить к выбору инвестора: вы так старательно выстраивали свою культуру, не хотите же вы ее теперь потерять.

Автор фото: 401(K) 2012, распространяется по Creative Commons.

26 марта 2015