Какие уроки можно извлечь из краха Fab

История стартапа Fab, о которой мы уже писали, теперь завершилась на совсем бесславной ноте: его, когда-то оценивавшийся в миллиард, продали за жалкие $15 миллионов. В Fast Company опубликовали текст о том, какие выводы из этого можно сделать.

По мнению автора текста Дэниела Сэкса, нам всем стоит намотать на ус следующее:

1. Иногда «провал» — это диагноз. Основатель Fab Джейсон Голдберг ранее уже довел до вынужденной «продажи по частям» проект Jobster, проевший $48 миллионов инвестиций. Всепрощающая Долина зачастую считает, что переживший провал стартапер становится лишь ценнее (он научился на ошибках), и дает таким второй шанс. Но Голдберг показывает, что некоторых ошибки ничему не учат.

2. Слишком быстрый рост — это нехорошо. Fab, окрыленный первыми успехами, стал стремительно разрастаться без тщательных подсчетов — и когда дела пошли не как хотелось (например, европейское отделение закрылось спустя считанные месяцы после открытия), это означало громадные убытки.

3. Остерегайтесь постоянных пивотов. Когда соцсеть для геев Fabulis превратилась в дизайнерский интернет-магазин Fab, это было обоснованным решением, и оно принесло плоды. Но многочисленные последующие метания Fab между разными моделями все только испортили.

4. Стартап — это марафон, а не спринт. У голдберга получалось достигать краткосрочные цели, но не получалось упорно преследовать долгосрочные.

5. Венчурный капитал должен питать компанию, а не эго ее основателя. Голдберг хотел все больше средств, а инвесторы недостаточно разбирались в индустрии и были слишком вдохновлены первыми успехами, чтобы отказать.

6. Фаундер должен думать о проекте, а не своем статусе властителя дум. Голдберг любил позиционировать себя как предпринимателя-философа, рассуждая в блоге с высоты «успешного проекта» о том, как надо все делать. Ну вот и дорассуждался.

Автор фото: Dagny Mol, распространяется по Creative Commons.  

5 марта 2015
Последние посты