11 февраля 2015

Оценка проекта в миллиард долларов — мечта многих стартаперов (взять хотя бы фразу из фильма «Социальная сеть»: «Миллион долларов — это не круто. Знаешь, что круто? Миллиард долларов»). В мире есть несколько десятков компаний, достигших этого уровня, но все еще остающихся стартапами — и Wall Street Journal аккуратно поддерживает список таких. Кто входит в него сейчас?

Сначала стоит оговорить, как WSJ составляют свой список. «Стартапом» считается компания, не ставшая публичной, привлекавшая инвестиции в последние три года, в числе инвесторов которой есть хотя бы один венчурный. Оценка компании берется по последним инвестициям. Это, разумеется, может приводить к погрешности, если с момента получения последних инвестиций прошло достаточно времени, чтобы компания стала очевидно более или очевидно менее успешной — но точного способа оценить изменения до следующего раунда инвестиций все равно нет.

Сейчас самой гигантской выглядит погрешность в случае с проектом Fab, о провале которого мы недавно писали. Он присутствует в списке как проект, оцениваемый в $1,2 миллиарда. Однако на практике его остатки сейчас собираются продавать, и предполагается, что при продаже они будут оценены не более чем в $50 миллионов.

Большинство мест в списке занимают проекты из США, но на вершине с гигантской оценкой в $46 миллиардов находится китайский — производитель смартфонов Xiaomi, у себя на родине занимающий второе место после Apple по числу продаваемых смартфонов.

На втором месте с оценкой в $41,2 млрд. находится Uber. О том, что его гигантский успех связан с не менее масштабными проблемами, мы недавно уже писали.

Xiaomi и Uber не только лидируют, но и резко отрываются от всех остальных: располагающийся на третьем месте Palantir оценен в «жалкие» 15 миллиардов. Любопытно и вот что: большинство мест в топ-10 занимают всем известные сервисы вроде Snapchat и Dropbox — и при этом на третьем месте название, которое многим ни о чем не говорит. Впрочем, здесь есть своя логика: компания, первыми клиентами которой были федеральные агенства Разведывательного сообщества США, совершенно не стремится, чтобы о ней знали все. В отличие от тех же Snapchat и Dropbox, она работает не для массового потребителя, а для тех, кому нужен мощный анализ данных.

На четвертом месте SpaceX — мы живем во времена, когда «космическая компания» и «стартап» не являются взаимоисключающими понятиями. Индии удалось добраться до шестого места с Flipkart, а вот Европе — только до 14-го места с Spotify.

11 февраля 2015